Пожарные автомобили делятся на основные и специальные. Основные чаще всего представляют собой машину с емкостями для воды и пенообразующего состава, центробежным насосом и пеносмесителем, катушками для рукавов, стволами, огнетушителями и другим оборудованием. Пример тому АЦ-30-130 (СССР) и ИФА-В50Л/ЛФ16 (ГДР). Такие автомобили первыми прибывают на пожар. Их расчеты в очень короткий срок (за десятки секунд) должны проложить рукавные линии, включить насосы, подать к очагу пожара стволы.
Поэтому расположение насоса, присоединительных горловин для рукавов, установка катушки с рукавами, размещение всего оборудования выбираются такими, чтобы доступ к ним и приведение их в готовность потребовали минимума движений и затрат времени. Так, все люки, дверцы, крышки отсеков кузова делают с надежными и быстродействующими замками; у английской модели «ХКБ-Энгус» боковины кузова состоят из трех рядов подъемных жалюзи, подобных тем, которыми закрывают витрины магазинов,— стоит отомкнуть защелку в нижней части, и створка жалюзи взлетает вверх.
Чтобы ускорить высадку пожарных, на автомобилях раньше были две продольные боковые скамьи — кузов типа «линейка», где бойцы сидели спина к спине и могли уже на ходу спрыгнуть с машины и быстрее начать подготовку к тушению огня. Теперь, однако, от такого решения отказались и размещают пожарных в более комфортабельном закрытом кузове, тем более что современные насосы и другое оборудование для приведения в действие требуют теперь меньше времени.