В нашей стране было построено немало опытных образцов машин первой группы особо малого класса: НАМИ-048, «Белка», «Огонек», «Москвич-444» и других. Серийно выпускался с 1960 по 1969 год «Запорожец» моделей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А. В перспективном типаже советских легковых автомобилей заложена новая модель первой группы этого класса, но сегодня о ней рассказывать пока преждевременно. Что касается автомобилей второй группы особо малого класса, то их выпускает с 1968 года Запорожский автомобильный завод «Коммунар». Сначала это была модель ЗАЗ-966, потом ЗАЗ-968, а последний модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-968М начал сходить с конвейера в нынешнем году.
Первый русский автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе (1896 г.) имел двухместный кузов и заднее расположение силового агрегата. Передача на ведущие колеса — цепная. Рабочий объем двигателя — около 900 см3. Мощность — 1,5 л. с. Длина машины — 2,2 м. Масса — 300 кг. Скорость — 21 км/час.
«Запорожец» ЗАЗ-968М (СССР) относится ко второй группе малогабаритных машин. Отличается высокой прочностью кузова и довольно большим (190 мм) дорожным просветом. Модель выделяется среди автомобилей особо малого класса задним расположением силового агрегата и воздушным охлаждением двигателя. У ЗАЗ-968М по сравнению с ЗАЗ-968 изменено внешнее оформление кузова, запасное колесо расположено в моторном отсеке. Рабочий объем двигателя — 1198 см3. Мощность двигателя — 41 л. с. Длина машины — 3,76 м. Число мест — 4. Масса — 840 нг. Скорость —118 км/ч. Расход топлива (бензин А-76) — 6,5—7,5 л на 100 км.